Инвалидные коляски - Орт-Фарм Ортопедия - (495) 778-75-44

Детские инвалидные коляски для детей с ДЦП.

инвалидная коляскаИнвалидные коляски - это медицинская реабилитационная техника, предназначенная для инвалидов. Если серьезные нарушения функций опорно-двигательного аппарата не позволяют им самостоятельно ходить, то с целью перемещения в помещении или на улице инвалиду потребуется специальная коляска. Домашние инвалидные коляски снабжены всеми необходимыми фиксирующими опциями: боковыми опорами, головными опорами, спинкой с изменяемым углом наклона, абдуктором для ног, страховочными ремнями на пояс и плечи. Прогулочный вариант - коляска-трость для детей с ДЦП - имеет облегченную конструкцию, оснащена абдуктором, фиксирующими ремнями и капюшоном. Чаще всего коляской управляет родитель, либо сопровождающий, однако существуют модели с большими задними колесами, позволяющими ребенку с достаточно развитой моторикой управлять коляской самостоятельно.

Типы приспособлений. Краткий обзор:Тип церебрального паралича и степень нарушения координации, равновесия и моторики определяют то, какие приспособления для развития и облегчения жизни назначаются ребенку. На данный момент рынок реабилитационной техники предлагает широкий ассортимент товаров, однако в зависимости от назначения их относят к одной из трех категорий: приспособления для мобильности, гигиены и развития. В первую группу входят инвалидные коляски, сиденья, ходунки, вертикализаторы; во вторую - инвалидные кресла-туалеты, кресла-сиденья для ванны; в третью - велосипеды, тренажеры, специальная мебель.

Ходунки: Если ребенок может ходить, но из-за координационных нарушений ему сложно держать равновесие, тогда оптимальным решением являются специальные ходунки. Ребенок, находясь внутри рамы ходунков, оснащенных колесами с тормозом и фиксирующими ремнями, может двигаться в стороны, вперед, но не назад, благодаря чему предотвращается опрокидывание конструкции. Некоторые ходунки имеют тканевое сиденье для отдыха. Ходунки и опоры используются с целью обучения хождению, а также ежедневных тренировок равновесия стоя. К ходункам относят также параподиум - ортезную систему, позволяющую детям с отсутствием тонуса в мышцах ног самостоятельно передвигаться.

Сиденья:Правильное положение тела нужно поддерживать в положении сидя. Сиденья оснащены абдуктором, а также страховочными ремнями. Некоторые ортопедические кресла-коляски дают возможность чередовать положение стоя/сидя и тренировать тем самым мышцы ног. К сиденью также может прилагаться столик.

Кресла-сиденья для ванны: Кресло для ванны с алюминиевой рамой в форме сиденья, обтянутого влагостойким материалом, оснащено необходимыми фиксирующими устройствами с целью безопасного размещения. Угол наклона спинки можно регулировать, что обеспечивает высокий уровень комфорта. Сиденья для ванны облегчают родителям процесс купания и позволяют ему наслаждаться в полной мере водными процедурами.

Кресла-туалеты:Кресло-туалет - это кресло со съемным санитарным устройством. Санитарное устройство избавляет от необходимости транспортировать малыша из кресла в туалет. Кроме того, кресло-туалет дает ему возможность отправлять естественные потребности уединенно, так как он надежно зафиксирован а посторонняя помощь ему в этот момент не требуется.

Мебель: Основными предметами мебели, которые должны обязательно быть адаптированы, являются стулья, поскольку они постоянно вовлекаются в процесс развития малыша. Специальный набор регулировок, а также фиксаторов, установленных на опоры для сиденья, помогает ему поддерживать правильное положение тела во время игр, развивающих занятий и кормления. Столы, рассчитанные на детей с ДЦП, могут представлять собой отдельные предметы мебели - они адаптированы для использования с инвалидными колясками - либо входить в состав комплексной системы с вертикализирующим устройством. Стол с вертикализатором может располагаться на платформе, оснащенной колесами, что дает возможность перевозить стоящего за столом ребенка в различные части комнаты.

Велосипед: Специальный трехколесный велосипед имеет все необходимые фиксирующие устройства (манжеты для кисти, крепления для туловища, крепления для стоп и голени), рулевая стойка не скреплена с педалями, так что поворот руля не приводит к повороту педалей. Помимо этого, к велосипеду сзади подсоединяется ручка для толкания. Даже если ребенок не может самостоятельно управлять велосипедом, при подталкивании сзади (подталкивать может родитель или опекун) педали с зафиксированными в них стопами крутятся принудительно, позволяя тренировать разные движения ногами. Даже пассивная езда на велосипеде готовит ребенка к ходьбе, снижает уровень проявления негативной симптоматики в нижних конечностях. Благодаря велосипеду ребенок расширяет горизонт доступного ему окружающего мира, а также обогащает свой пространственный опыт. Важно развитие противофазных движений, то есть движений попеременных, а не одновременных (когда правая и левая нога сгибаются и разгибаются по очереди).

Тренажеры: В принципе, если говорить о детях с ДЦП, тренажером можно назвать любое приспособление, благодаря которому ребенок сидит, стоит, ходит, поскольку любой вид активности развивает малыша и тренирует его в той или иной степени. Однако существуют тренажеры в более традиционном понимании - разработанные для физического развития ребенка. Работают такие тренажеры по принципу велотренажеров, однако имеют адаптированный, расширенный функционал. Тренажер с электроприводом подсоединяется к инвалидной коляске и может функционировать как в пассивном режиме, так и в активном. Даже когда тренажер работает в пассивном режиме, а педали вращаются сами за счет электропривода, в любом случае происходит укрепление и расслабление мышц, устраняются негативные последствия продолжительного бездействия, улучшается общее физическое состояние ребенка. К сожалению, полностью вылечить ребенка с детским церебральным параличом невозможно, однако можно ему помочь: ослабить проявление симптомов, улучшить качество жизни, развить и адаптировать к существованию в социуме. Следует помнить, что положительные результаты достигаются только при тесном сотрудничестве родителей, врачей, а также учителей. В 1940х годах врач-невропатолог Карл Бобат вместе с его женой теоретически обосновали, а также практически доказали необходимость применения специальных приспособлений для фиксации ребенка с ДЦП в правильном положении. Супруги Бобат подтвердили, что аномалия мышечного тонуса определяет ненормальную позу, движение, а также наоборот, нормальное положение тела улучшает тонус мышц. В повседневной жизни во время занятий ребенка нужно фиксировать в правильном положении и прививать ему движения, максимально приближенные к нормальным. Таким образом, эффективность процесса развития ребенка напрямую определяется правильно подобранными специальными приспособлениями. Подбираются вспомогательные средства совместно с врачом в соответствии с типом ДЦП, однако врач может определить только общее направление, выбор же конкретной модели остается за родителями. Основное внимание при подборе приспособлений уделяют креслам, сиденьям, вертикализаторам и инвалидным коляскам.

Общие правила: Подбирая вспомогательное средство, нужно помнить о том, что оно должно компенсировать физические ограничения, препятствовать развитию вторичных осложнений, облегчать движения, формировать правильные двигательные образцы, а также улучшать повседневную жизнь ребенка. Использование специальных приспособлений необходимо на всех стадиях развития ребенка. Важно, чтобы оно росло вместе с ребёнком - по размеру и по назначению использования. Форма, дизайн, цвет, материал не должны вызывать отрицательных эмоций и стресса. Подбирая специальные приспособления, нужно помнить о том, что они должны оптимально фиксировать положение тела, однако только тогда, когда это необходимо - важно оставлять ему достаточно возможностей для активных движений.

Сиденья и стулья: Прямая осанка в положении сидя обеспечивает возможность развития целенаправленных движений в будущем и, если он не в состоянии самостоятельно сидеть, осанку необходимо поддерживать пассивно. Важную роль в этом играют стулья, а также сиденья. Прежде всего, модели сидений отличаются степенью поддержки. Если у ребенка легкая форма ДЦП, он может самостоятельно сидеть, опираясь на руки, то ему подойдет треугольный табурет или низкий стул с подлокотниками. Если у ребенка постоянно заваливаются назад плечи, туловище, голова, то в этом случае необходим стул с высокой спинкой и фиксаторами головы. При заваливании на бок нужно уделить особое внимание боковым опорам. В большинстве случаев детям с ДЦП (даже если они не могут сохранять равновесие сидя) комфортно в детских автомобильных креслах. Главное, правильно подобрать кресло по размеру. Размер определяется не возрастом ребенка, а его весом. Понаблюдайте за ребенком, когда он находится в кресле или на стуле: если опора для сидения подобрана правильно, то малыш не заваливается, не соскальзывает, не виснет на страховочных ремнях, при этом ему легко двигать руками, дышать. Неправильный подбор кресла может вызвать развитие вторичных осложнений.

Вертикализаторы: Вертикальное положение тела является решающим фактором нормального функционирования внутренних органов, а если ребенок не в состоянии самостоятельно стоять, то для развития ему необходим вертикализатор - устройство, позволяющее находиться в вертикальном положении без посторонней помощи. Конструкция вертикализатора может быть дополнена различными опциями, однако независимо от модели стойка для стояния оснащена сандалиями для фиксации стопы, фиксирующими ремнями и коленоупорами. Вертикализатор имеет регулируемый наклон вперед и чаще всего оснащен столиком. Даже при серьезных двигательных нарушениях, когда ребенок не может самостоятельно стоять, для правильной работы внутренних органов, умственного развития, а также адаптации необходимо приводить его в вертикальное положение. Выбор модели вертикализатора зависит от степени нарушения координации, однако ко всем вертикализаторам предъявляется следующее требование - вертикализирующее устройство должно иметь широкий спектр регулировок как для индивидуальной отладки, так и для того, чтобы подстраивать его под изменяющийся рост ребенка. При асимметричном положении таза нужно использовать вертикализатор с дополнительными ремнями, а также жестким тазовым фиксатором. Для того, чтобы правильно подобрать вертикализатор по размеру, необходимо измерить рост ребенка, расстояние от стоп до подмышек, ширину бедер, а также объем и ширину грудной клетки. Полученные величины следует учитывать при выборе габаритного варианта конкретной модели.

инвалидная кресло-коляскаИнвалидная коляска: Для перемещения ребенка с ДЦП по дому, улице (особенно при средней, тяжелой степени заболевания) требуется инвалидная коляска. Прежде всего, нужно определиться с типом коляски: кресло-каталка (для пассивного передвижения с сопровождающим) или кресло-коляска (для самостоятельного передвижения). По размеру коляска подбирается по тем же параметрам, что любая инвалидная коляска: ширина сиденья, глубина сиденья, высота сиденья, высота спинки, высота подлокотников инвалидной коляски. Подбор инвалидной коляски для ребенка с ДЦП сводится в большей степени к подбору необходимых фиксирующих устройств. Если у ребенка формируется перекрест ног, его кресло должно обязательно быть оснащено абдуктором. Если ребенок не может удерживать равновесие в положении сидя, ему требуется инвалидная коляска с фиксирующими паховыми ремнями и боковыми опорами. Ребенку, который заваливаться вперед, необходима инвалидная коляска с жилетом безопасности или нагрудным ремнем. В конце прошлого века Юджин Блэк - известный исследователь детского церебрального паралича - сформулировал терапевтические цели, которые стоят перед родителями, врачами, учителями при развитии детей с ДЦП. Список целей включает 4 пункта: коммуникация в широком смысле слова, ежедневная активность (самостоятельная), социальная мобильность, а также способность ходить. Приоритеты расставлены таким образом, что на первое место выходит способность взаимодействовать с окружающим миром плюс максимально достижимая независимость, а не стремление научить ходить любой ценой. Использование специальных приспособлений в повседневной жизни должно способствовать достижению этих целей. Опираясь на исследования Юджина Блэка, а также супругов Карла и Берты Бобат - известный немецкий физиотерапевт сформулировал 7 базовых принципов применения вспомогательного оборудования.

Базовые принципы:
1) При ДЦП вспомогательное оборудование требуется в любом возрасте. Если, скажем, он научился сидеть, это не означает, что ему больше не нужна инвалидная коляска с фиксирующими устройствами, которые помогают удерживать правильное положение тела.
2) Специальное оборудование должно помогать, но не делать всё за него. Следует постоянно проверять, требуется ли данное устройство в том же объеме или стоит сократить период его воздействия.
3) Применение приспособлений должно быть лимитировано по времени, дабы избежать ограничения двигательной функции. Периодические перерывы в использовании устройства покажут, развил ли ребенок способность частично обходиться без него.
4) Используемые приспособления должны соответствовать возрасту, а также уровню развития ребенка.
5) Вспомогательное оборудование должно улучшать положение тела, способствовать его развитию, а не препятствовать ему.
6) Оборудование должно отвечать критерию практичности.
7) Перед назначением специальное устройство должно быть опробовано.

Применение сидений: Так как у ребенка должно оставаться достаточно возможностей для активного движения, неподвижные приспособления для сидения должны использоваться ограничено во времени. Они оправданы при кормлении, (реже) на занятиях. В положении сидя нижняя часть позвоночника ребенка должна соприкасаться со спинкой стула, а ноги в коленном суставе должны быть согнуты под углом 90 градусов. Ступни следует располагать так, чтобы они плотно прилегали к полу или подножке. Позу полулежа можно допускать только изредка на короткий промежуток времени.

Применение вертикализатора: Вертикализатор и фиксирующие устройства, которыми он должен быть оснащен, выбираются в зависимости от типа ДЦП, уровня контроля за положением тела. После того, как вы расположили ребенка в вертикализаторе, обязательно убедитесь в том, что на его коленные чашечки не оказывается чрезмерное давление. Если ребенок обут в ортопедические ботинки, чашечки фиксаторов стоп на вертикализаторе должны обязательно быть шире, чтобы стопа не зажималась. Если ребенок плохо контролирует положение тела, нужно дополнительно оснастить вертикализатор креплениями для рук, фиксатором туловища, устройствами для фиксации рук на столике и фиксатором головы, исключающим излишнее разгибание в шейном отделе позвоночника. Корректировать положение таза, суставов ребенка, стоящего в вертикализаторе, нужно поэтапно. Нельзя фиксировать его сразу же в положении «максимальной коррекции», так как это спровоцирует повышение мышечного тонуса. Сначала пусть ребенок немного постоит в вертикализаторе до понижения мышечного напряжения. После этого можно будет снова скорректировать положение тела. При ежедневном длительном использовании вертикализатора с целью профилактики контрактур, необходимо, чтобы модель была портативной и имела съемный стол с ограничительным бортиком и регулировкой высоты угла наклона. Если у ребенка эпилепсия, все жесткие детали вертикализатора нужно обить мягким материалом.

кресло-коляска КармаИспользование инвалидной коляски: Инвалидная коляска должна быть подобрана по размеру. При ДЦП продолжительное воздействие неправильно подобранного по размеру элемента кресла-коляски может иметь катастрофические последствия: контрактуры, деформации, усиление спастики мышц. Важно помнить, что в часы бодрствования угол наклона спинки должен составлять 100-120 градусов. Следует обратить внимание на подставку для ног. Если ребенку свойственно отталкиваться назад при соприкосновении с твердой поверхностью, нужно отказаться от использования подставки до тех пор, пока отталкивания не прекратятся. При необходимости стопы фиксируются ремнями в физиологически правильном положении. Если кресло-коляска подобрана по размеру, ребенок в нём находится в правильном положении, его стопы будут ровно, плотно прилегать к подставке для ног, а колени будут согнуты под углом 90 градусов. Важно также проследить, чтобы абдуктор (если он установлен) не касался половых органов ребенка.

 

Ссылки на модели детских инвалидных колясок:

http://karmamedical.ru/catalogue/detail/katalog/detskaya_invalidnaya_kreslo_kolyaska_ergo_750/

http://karmamedical.ru/catalogue/detail/katalog/detskaya_invalidnaya_kreslo_kolyaska_ergo_752/